Статья №2: О спасении людей из ада и строительстве Царства Небесного
Многие люди воспринимают Царство Божие как Эдемский сад (рай), полный красоты и изобилия, куда Ангелы будут приводить праведные человеческие души для вечного покоя и радости.Однако, Бог (Иисус Христос) советуем людям искать Царство Божие еще при жизни на земле, где не может быть такого Эдемского сада: «Ищите же прежде Царство Божия и правды Его …»(Мф. 6:33).
Исходя из этого можно предположить, что Царство Божие внутри нас есть и именно там его можно отыскать. Другими словами можно сказать, что Царство Божие нужно создавать в своей душе.
Любой человек грешит и имеет непокаянные (забытые) грехи, а следовательно любому человеку предстоит долгий путь их искупления в плену ада загробной жизни. Поэтому евангельское изречение Иисуса Христа: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12) относится не только к земной, но и к загробной жизни людей. Данное обстоятельство подтверждают многие пророки Ветхого Завета, символически описывая выход людей из дьявольского плена ада и постепенное построение будущего Царства Небесного.
Существование грешных человеческих душ в аду будет происходить в условиях окружающего зла, эгоизма и греха. Поэтому, некоторые люди (грешные по сущности, но добрые по духу), утомленные и разочарованные такими несправедливыми условиями своего существования, будут уходить из грешной среды обитания и создавать свои отдельные поселения. Данные поселения будут основаны на взыскании Господа Бога – на возрождении истинной христианской веры в Бога, соблюдении Божиих заповедей и праведном житии, - и станут прообразом построения будущего Царства Небесного – нового Иерусалима.
«И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена…» (ада) (Иер. 29:13,14).
Проживание грешных человеческих душ в аду символизируется у пророков Ветхого Завета с нахождением людей в Вавилонском плену, последовавшего в 606 году до Р.Х. после победы царя Вавилонского, Навоходоносора, над Египетским фараоном Нехао. Из древней истории известно пять крупных переселений людей в Вавилон (4 Цар. 21:1; Дан. 1:12; 2 Пар 36:6; 4 Цар. 24:10; Иер. 50:28-30; 4 Цар. 25:1; 2 Пар. 36:20).
Город Вавилон всегда считался в Библии столицей царств мира сего, враждующая с Царством Божиим, то есть столицей ада.
Если данная война между Вавилоном и Египтом символизирует мировую войну перед концом света, в результате которой погибнет все человечество земли от радиации, радиоактивного заражения и лучевой болезни (смотри статью автора №1), тогда Вавилонский плен, последовавший после этого события может символизировать переселение грешных человеческих душ в дьявольский плен ада. Такое предположение основывается также на том, что после конца света и гибели всех людей земли переселять можно только бессмертные человеческие души.
Данное предположение подтверждает пророк Иеремия в своем Послании и пророк Варух: «За грехи, которыми вы согрешили перед Богом, будете отведены пленниками в Вавилон (ад) Навуходоносором, царем Вавилонским» (Посл. Иер. 2).
«Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия... Вот, мы теперь в переселении нашем … Что это значит, Израиль, что ты находишься в земле врагов? Состарился ты в чужой земле: осквернился вместе с мертвыми, причислен к находящимся в аде …» (Вар. 3:4,8,10,11).
«Открой очи Твои, посмотри; потому что не мертвые в аде, которых дух взят из внутренностей их, воздадут славу и хвалу Господу» (Вар. 2:17).
Вавилонский плен продлится семьдесят лет (606-536 г. до Р.Х.), что символизирует срок будущего искупления людьми своих грехов в аду.
«Ибо так говорит Господь Бог: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие. Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»(Иер. 29:10,11).
В древней истории освобождает людей из Вавилонского плена Персидский царь Кир, который в 538 году до Р.Х. ночью отвел течение реки Евфрата и по руслу вошел в город Вавилон и захватил его. Город тогда был погружен в пьянство по случаю большого праздника. Данное историческое событие предсказал пророк Исаия за 210 лет до его осуществления (Ис. 44:28; 45:1,13; Езд. 5:13).
Принимая во внимание символическое значение для нашего времени данного исторического события, можно предположить, что Персидский царь Кир (559-529 г. до Р.Х.) символизирует Иисуса Христа – Бога, который через 70 лет после конца света обещает вывести людей из плена ада.
Такое символичное сравнение Персидского царя Кира с Иисусом Христом – освободителем из ада, находит свое полное подтверждение в пророческих видениях Исаии, где Киру приписываются характеристики Божиего помазанника – Спасителя: «так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уравняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, - Бог Израилев.
Истинно, Ты – Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель»(Ис. 45:1-3,15).
«Я воздвиг его в правде и уравняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф» (Ис. 45:13).
Окончательное подтверждение такого символического сравнения Кира с Иисусом Христом дает Евангелие, приписывая уже Иисусу Христу все характеристики Божиего помазанника, относящиеся у пророка Исаии к Киру (Ис. 42:1-4):
«… да сбудутся реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» (Мф. 12:17-21).
Таким образом, Персидский царь Кир – есть символ Мессии – Сына человеческого, пришедшего на землю, чтобы спасти людей не только от грехов их, но и вывести из плена ада.
Если Персидский царь Кир символизирует Иисуса Христа, тогда само Персидское Царство, из которого приходит Спаситель от дьявольского плена ада, может символизировать Божие Царство Небесное. Такой вывод основывается на том, что в загробном мире не существует каких-либо независимых царств, кроме находящихся во власти Бога ада и рая.
Использование Богом названия Персидского Царства символом Царства Небесного (рая) можно объяснить тем, что религия древних персов имеет много общего с христианской религией. Согласно Библейского словаря Эрика Нюстрем, (Изд. «Библия для всех», С.Петербург 2004 г. стр. 319) персы признавали существование единого Бога, дающего жизнь, которого окружают семь добрых духов. Они составляют царство света против которого постоянно враждует царство тьмы со своими злыми духами, во главе которых стоит Ариман (злой дух). Злого духа победит Мессия. Жизненная задача человека состоит в том, чтобы добрыми словами и делами содействовать победе добра над злом..
Такое сравнение Кира с Иисусом Христом и Персидского царства с Царством Небесным свидетельствует о необходимости рассматривать все пророческие видения древних пророков только символически, как притчи, и путем сравнительного подобия соотносить их с последующими временами. Поэтому все пророки Ветхого Завета пророчествовали не об этапах исторического развития древних царств, церквей или народов, а о последних временах века сего.
Процесс освобождения людей из плена ада описывают пророки Неемия, Ездра, Аггей, Захария, Иеремия, Исаия и другие.
«Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»; но «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной (ада) и из всех земель, в которые изгнал их» : ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их. Вот, Я пошлю множество рыболовов (Ангелов), говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников (тоже Ангелов), и они погонят их со всякой горы и со всякого холма и из ущелий скал» (от грешной жизни) (Иер. 16:14-16).
Словно рыболовы и охотники Божии Ангелы будут возбуждать в сознании людей тягу к Богу и праведной жизни, вылавливая людей из грешной среды обитания для создания отдельных поселений.
«И возбудил Господь дух Заровавеля, сына Салафиилева правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, - и они пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяц во второй год царя Дария(520 год до Р.Х.)» (Аг. 1:14).
«Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: «Господь искупил раба Своего Иакова» (Ис. 48:20).
Удалившись от грешников люди будут создавать свои отдельные поселения для проживания в Божиих заповедях, праведности и истине о чем пророчествуют пророки Исаия и Неемия: «И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, оставшиеся в запустении с давних родов» (Ис. 61:4).
«… и все, отделившиеся к закону Божию, жены их, сыновья их и дочери их, все, которые могли понимать, пристали к братьям своим, к почетнейшим из них и вступили в обязательство с клятвою и проклятием поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего и уставы Его и предписания Его, и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (чтобы не смешивалась праведность с грешностью) (Неем. 10:28-30).
«И отделилось семя Израилево от всех инородных (разделились грешники и праведники), и встали и исповедовались во грехах своих и в преступлениях отцов своих»(Неем. 9:2).
Вероятно, именно на данном этапе ухода праведников от совместного проживания с грешниками начинает реализовываться евангельское пророчество Бога об отделении «козлов от овец»: «… и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его…» (Мф. 25:32-34,41).
Главной задачей отделившихся от грешной жизни людей будет правильное построение своей души через обучение Закону Божиему, Божиим заповедям и истине, что символизируется у древних пророков как восстановление Божиего храма. Такое символическое сравнение души с храмом подтверждает Евангелие и Апостол Павел:
«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей (убейте Меня), и Я в три дня воздвигну его (и через три дня Я воскресну из мертвых)» (Ин. 2:19).
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою? Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19,20).
Построение человеческой души будет происходить на основе восстановления христианского вероисповедания, что символизируется у пророков с восстановлением стены и ворот нового Иерусалима.
«И сказал я (Неемия) им: вы видите бедствие, в каком мы находимся; Иерусалим (христианское вероисповедание) пуст и ворота его (основа силы и могущества) сожжены огнем; пойдем, построим стену Иерусалима (восстановим веру в Бога, дающую людям духовную защиту и безопасность), и не будем впредь в таком уничижении» (Неем. 2:17).
Такое символическое понятие строительства нового Иерусалима, его стены и ворот, как восстановления основ христианской веры в Бога, дающей людям духовную силу, могущество и безопасность, вытекает из содержания пророчеств Иезекииля, Неемии и Ездры:
- «… все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей …» (Иез. 38:11) (без стен и дверей нет города Иерусалима).
- в период строительства стены и ворот Иерусалима (основ христианского вероисповедания) враги (грешники) возмущались: «неужели будут они приносить жертвы … (совершать жертвенные богослужения), неужели они оживят камни из груд праха и притом пожженные?» (восстановят каменную основу христианского учения) (Неем. 4:2).
- все строители нового Иерусалима, его стены, ворот и храма обучались не строительному делу, а Закону Божию: «И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин … И читали из книги, из закона Божия, внятно и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное»(Неем. 8:2,8).
- все строительство нового Иерусалима вылилось в заключение с Богом Нового Завета – жить в духовной чистоте и праведности (Неем. 10:28-30).
Следует отметить, что строительство отдельного поселения и восстановление христианской веры в Бога проходило в больших трудностях. Все находилось «в великом бедствии и в уничижении» (Неем. 1:3), поэтому «Тяжелая служба лежала на народе сем» (Неем. 5:18).
Враги (грешники) издевались и насмехались над строителями и грозились пойти на них войною (Неем. 4:8,11), поэтому людям приходилось и строить, и охранять: «ночью на страже, а днем на работе» (Неем. 4:22).
Некоторые строители нового Иерусалима роптали на голод и непосильный труд, вспоминая, что в грехах им жилось лучше (Неем. 5:2,5,6).
Допускалось и совершение отдельных грехов: «Когда я (Неемия) пришел в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив, отделав для Товии (своему родственнику) комнату на дворах дома Божия. … Еще узнал я, что части левитам (служащим в храме) не отдаются, (не приносятся жертвоприношения) и что левиты и певцы, делавшие свое дело разбежались каждый на свое поле; я сделал за это выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? И я собрал их и поставил их на место их»(Неем. 13:7,10,11).
«В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное» (Неем. 13:15).
«Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок … (из поселения грешников). Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил … Не из-за них ли говорил я, грешил Соломон, царь Израилев?» (Неем. 13:23,25,26).
«Так очистил я (Неемия) от всего чужеземного (грешного) и восстановил службы священников и левитов каждого в деле его» (Неем. 13:30).
Господь Бог будет помогать житию праведников и наставлять их на путь святости через своих пророков:
«Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбию судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите; ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:16,17).
«Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою: и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему» (Зах. 8:12).
Следует сказать о судьбе проживающих по соседству грешников:
«Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие и скажешь: поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, - все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, - чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли …» (Иез. 38:10-12).
«Вот, я сделаю Иерусалим (поселение праведников) чашею изступления (сумасшествия) для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима. И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли.
В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его – безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов поражу слепотою (ослепнет неудержимая сила врагов).
И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя – жители Иерусалима (праведный народ) в Господе Саваофе, Боге их. В тот день Я сделаю князей Иудиных – как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы справа и слева …» (Зах. 12:2-6) (грешные иудеи изначально будут воевать против праведников (Зах. 14:14), но затем Бог вразумит их и они перейдя на их сторону, уничтожат всех врагов).
«И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим» (на поселения праведников) (Зах. 12:9)
«И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него. И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его» (Зах. 14:12,13).
«И будет на сей земле, говорит Господь: две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: Господь – Бог мой!»(Зах. 13:8,9).
Такое повествование следует понимать символически: Божий народ снова должен пройти через огонь страданий войны с грешниками, уповая (надеясь) только на своего Спасителя – Господа Бога. Об этом свидетельствует пророк Захария: «И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города.
Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани» (Зах. 14:2,3).
Уничтожением грешников и очищением праведников начинается новая эра жизни людей на земле, когда Бог изольет на людей дух благодати и умиления (Зах. 12:10), удалит с земли нечистого духа и истребит имена идолов (Зах. 13:2), и очистит весь народ Свой (Зах. 13:9).
«В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1).
«… живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимою так будет.
И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его - едино» (Зах. 14:8,9).
Именно с этого времени у людей заканчиваются все мытарства и начинается блаженная жизнь в Царстве Небесном, описанная в «Откровениях Св. Иоанна Богослова»:
«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод своей; и листья дерева для исцеления народов.
И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Отк. 22:1-4).
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4).
«Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа – горою святыни.
Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» (Зах. 8:3-5).
Такая радостная и счастливая жизнь в любви и истине будет продолжаться еще четыреста лет, до самого Единого Божиего суда, о чем пророчествует пророк Ездра:
«И всякий, кто избавится от прежде перечисленных зол, сам увидит чудеса Мои. Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые - с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет.
А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого.
После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный.
И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души.
Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение.
Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится.
Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда.
День же суда будет концом времени сего и началом времени будущего бессмертия, когда пройдет тление, прекратится невоздержание, пресечется неверие, а возрастет правда, воссияет истина.
Тогда никто не возможет спасти погибшего, ни погубить победившего»(3 Езд. 7:27-35, 43-45).
О существовании бессмертных человеческих душ после Божиего суда говорит Иисус Христос в Евангелие:
«Иисус сказал им в ответ: чада века сего (период земной и загробной жизни людей до Единого Божиего суда) женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения»(Лк. 20:34-36).