Статья №6:О необходимости борьбы со своими страстями и почему нужно любить врагов своих
Самое главное, что отдаляет человека от Бога, - это идолопоклонство. Об этом свидетельствуют все пророки Библии.«Пусть дом Израилев (потомки праведного Авраама) поймет в сердце своем, что все они через своих идолов сделались чужими для Меня» (Иез. 14:5).Такая ситуация характерна и для современного общества, хотя понятие идолопоклонства имеет совершенно другое значение.
Не следует забывать, что все пророчества Библии изложены символическими образами, за которыми стоят истинные значения слов, поэтому под символом идолы следует понимать страсти, сокрытые в человеческих душах, а идолопоклонство - есть предавание этим страстям.
«Ибо всякая страсть, действующая в душе, есть идол, почему прекрасно сказано: «… ибо кто кем побежден, тот тому и раб»» - 2 Пет. 2:19 («Духовные беседы преподобного Макария Египетского». Изд. Правило веры. М. 2007 г., стр. 475).
Символическое понятие человеческих страстей, как идолов, подтверждает также пророк Иезекииль, пророчествующий о событиях конца света. Такими идолами (страстями) будут поражены многие люди в последние времена, включая православных руководителей.
«… И сказал мне: войди и посмотри на отвратительные мерзости, какие они делают здесь. И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом. И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева (православные руководители) стоят перед ними и Иезания, сын Сафанов (символическое имя), среди них; и у каждого в руке – свое кадило, и густое облако курений возносится кверху. И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? Ибо говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию»» (Иез. 8:9-12).
Анализируя указанные символы можно предположить, что старейшины дома Израилева (церковные руководители) поклоняются не Богу, а всевозможным идолам.
Если символом души человека в пророческих откровениях Библии является его жилище – дом, комната, келья (Мф. 7:24-27; Отк. 3:20), то под идолами, «написанными по стенам кругом», могут быть только плотские человеческие страсти, сокрытые в человеческих душах. Предавание человека своим страстям – есть поклонение и служение этим идолам, а не Богу.
Исходя из изложенного следует, что победа человека над всеми своими страстями является главной задачей его духовного развития и необходимым условием спасения в Царстве Небесном.
«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (допускающие рукоблудие), ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9,10).
Духовная чистота и освобождение от своих плотских страстей – это основное требование Бога к человеческим душам в Божием Царстве – закон храма небесного, под символом которого понимается также человеческая душа.
«Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих, и чтобы сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его и входы его, и все очертания его и все уставы его, и все образы его и все законы его, и напиши при глазах их, чтоб они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним. Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг – Святое святых; вот закон храма!» (Иез. 43:7,10-12).
Такое повествование Бога следует понимать символически. Божиим храмом в Царстве Небесном будет человеческая душа, наполненная Божиим духом любви. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо куплены дорогою ценою? Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19,20).
Поэтому Бог просит людей устыдиться своего грешного поведения, оскверняющего человеческие души, и понять истинное предназначение своей души (словно снять меру с требований, предъявляемых к человеческой душе в Царстве Небесном) и соблюсти свою душу для Святого Духа в чистоте и святости (чтобы сохранили все очертания этой чистоты и уставные требования к ним и поступали по ним). «Вот закон храма (души): на вершине горы (в Царстве Небесном) все пространство его вокруг (все души) Святое святых; вот закон храма!» (Иез. 43:12).
Корнем зла многих человеческих страстей является гордыня. На ней рождаются и существуют: обида, осуждение, недовольство, раздражение, ненависть, зависть, ревность, несдержанность и другие страсти.
Трудность борьбы человека с гордыней заключается в том, что эта страсть обнаруживает себя не всегда, а только при определенных условиях, когда человек подвергается оскорблению, унижению, злословию, осуждению или другому незаслуженному гонению. То есть только во время ссоры людей и ущемления человеческого самолюбия начинают проявляться главные элементы гордыни – обида и несдержанность.
Такие взаимоотношения возникают как правило между врагами – людьми, которые не любят и не уважают друг друга.
В реальной жизни люди стараются не общаться со своими врагами, чтобы не подвергать себя искушению раздражения, обиды и несдержанности.
Уклоняясь от источника своего раздражения, человек отказывается тем самым от возможности тренировать свою сдержанность и терпение в реальных жизненных ситуациях, когда можно отчетливо видеть и ощущать все восставшие элементы своего психического состояния. Без такой борьбы не бывает победы, потому что не возможно бороться с тем, чего не ощущаешь и сдерживаться от возбуждения, которого не испытываешь.
Следовательно, условия унижения и оскорбления человека раскрывают сущность человеческих страстей и при правильном их восприятии дают возможность победить гордыню и все другие страсти базирующиеся на ней.
Разве не достойны за это враги ваши искренней благодарности и любви, если дают вам возможность спасти свои души в Царстве Небесном?!
Разве не нужно радоваться и благодарить Бога за врагов своих и «благословлять проклинающих вас, благотворить ненавидящих вас и молиться за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)?!
Следует сказать, что другого способа борьбы с гордынею – не существует, потому что при простом воздержании и без упорных тренировок в реальной жизни она затаивается в тайниках и хранилищах человеческой души.
«Ибо воздержание от худого не есть еще само совершенство, разве вошел уже ты в уничиженный ум и убил змия, который таится под самым умом, во глубине помыслов, гнездится и умерщвляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах души, потому что сердце есть бездна; итак разве его ты умертвил и изринул из себя всякую бывшую в тебе нечистоту? … Посему надобно доискаться, как и какими средствами можно достигнуть сердечной чистоты. Не иначе возможно сие, как с помощью Распятого за нас. Он есть путь, жизнь, истина, дверь, жемчужина, живой и небесный хлеб» («Духовные беседы», преподобный Макарий Египетский, 17:15).
По проявленному терпению Бог воздает людям Свою награду – душевное удовлетворение от правильного поведения с окружающими людьми.
При этом необходимо помнить, что такую Божию награду можно не получить, если, воздерживаясь от обид врагов своих, человек станет рассказывать о проявленном терпении друзьям, родственникам и знакомым, невольно вызывая при этом их сочувствие, жалость и сострадание.
Такой человек уже получает от них награду свою (Мф. 6:2,5,16).
Поэтому, следует разумно проявлять терпение и не искать людской награды, а надеяться только на Божие утешение.
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:10,11).
Перед концом света многие люди будут злыми несдержанными эгоистами: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям не покорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим. 3:1-5).
С одной стороны, это масса условий для возможных тренировок своего терпения, а с другой стороны – это искушения еще глубже увязнуть в своих обидах, осуждениях, раздражениях, несдержанности и других страстях.
Таким образом, перед концом света Бог поставит перед каждым человеком выбор: даст возможность воспитать себя в любви и терпении к врагам своим и быть достойным Царствия Небесного либо навсегда увязнуть в греховном аду своих страстей: «Посему так говорит Господь: вот, Я полагаю пред народом сим преткновения (соблазны), и преткнутся о них отцы и дети вместе, сосед и друг его, и погибнут» (Иер. 6:21).
«Обратитесь и отвратитесь от идолов ваших и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше.
Ибо если кто … отложится от Меня (Бога) и допустит идолов своих (свои страсти) в сердце свое, и поставит соблазн нечестия своего пред лицем своим (будет им предаваться) Я обращу лице Мое против того человека и сокрушу его в знамение и притчу и истреблю его из народа Моего и узнаете, что Я – Господь!» (Иез. 14:6-8).