Статья №8: Все о Царстве Небесном

Согласно Евангельским притчам о подобии Царства Небесного душевной радости, возникающей в человеке от найденного на поле сокровища (Мф.13:44); от удачной покупки желанной драгоценной жемчужины (Мф. 13:45,46); от хорошего улова разных рыб (Мф. 13:47, 48), можно предположить, что Царство Небесное – есть великая душевная радость, в которой может пребывать человеческая душа.
    Такое предположение подтверждается также другим высказыванием Иисуса Христа: «… не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20,21).
    Согласно другим Евангельским притчам о подобии Царства Небесного малому горчичному зерну, из которого вырастает большое дерево (Мф.13:31,32) или небольшой закваски, которая заквашивает все тесто (Мф.13:33), к понятию Царства Небесного можно добавить, что к такой душевной радости человек приходит постепенно, по мере трудов своего духовного развития. «… с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16:16).
    Духовное развитие человека подразумевает прежде всего очищение его души, о чем свидетельствует преподобный Святой Исаак Сирин:
   «О Царстве Небесном говорят, что оно есть духовное созерцание. И не делами помыслов (размышлением) обретается оно, но может быть вкушаемо по благодати (даруемой Богом). И пока не очистит себя человек, не имеет он достаточных сил и слышать о нем, потому что никто не может приобрести оного изучением» («Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина», слово 49 стр.340. Изд. «Правило веры», М.2006 г.).
    Таким образом, можно определить, что Царство Небесное – это даруемое Богом ощущение постоянной огромной душевной радости, которую человек приобретает в процессе очищения своей души.
 
    Жизненная практика показывает, что наибольшую душевную радость человек испытывает только в состоянии взаимной и искренней любви.
    Поскольку Божия благодать может исходить только от Бога, то и взаимная любовь, от которой человек будет испытывать великую радость, также должна складываться только с Богом. Следовательно, возлюбить Господа Бога еще в земной жизни и почувствовать Его ответную любовь – есть путь в Царство Небесное.
    Такой путь человеку определяет также Евангелие: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф.22:37,38).
    Бог есть любовь ко всем людям и взаимно любить Бога – это значит пребывать в Божием Духе любви (1Ин.4:16), то есть ощущать в себе плоды Его любви: радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал.5:22,23).
    «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего (по плодам узнаем Его) (1Ин.4:13).
    Такие плоды Божией любви в человеке определяют также и его отношение к окружающим людям, то есть рождают в нем аналогичные плоды. Любовь всегда рождает только взаимную любовь и ничего другого она порождать не может.    «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф.7:16,17).
    Следовательно, пребывать в любви к Богу неотделимо от любви к окружающим людям.
    Это подтверждает также Святой Апостол Иоанн Богослов:
    «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:12).
    «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:20,21).
    «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.  Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир (на страдания) Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (чтобы искупил грехи наши)» (1Ин.4:7-9).

    О нераздельности любви к Богу и ко всем окружающим людям свидетельствует также Святой Апостол Павел. Свои рассуждения он строит на единой сущности Божиего Духа и духа, находящегося в праведных человеческих душах.
    В загробном мире Царства Небесного все человеческие души будут пребывать только в духе. Этот дух человек получает от Бога – это Его Святой Дух любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви  пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16).
    Следовательно, все человеческие души, имеющие в себе Божий Дух любви, в загробном мире являются частицами единого Божиего Духа (Бога).
    Можно сказать, что Христос – есть духовное тело, а люди – многие духовные члены этого тела. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… И вы – тело Христово, а порознь, – члены» (1Кор. 12:12,13,27).
    Все члены единого тела (организма) должны любить и заботиться не только о себе, но и о всех других членах. Как рука любит ухо, нос, глаз и другие члены единого тела, так и люди должны любить друг друга.
    «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор 12:26).
    «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор. 10:24).

    Следует отличать радость ощущения душевной любви от плотской радости, испытываемой человеком от приятного раздражения его органов чувств (приятно видеть, слышать, разговаривать, осязать и т.д.). И то и другое приятны человеческому организму, но не все полезно.
    Различие заключается в  рождаемых плодах - сущности последствий, к которым приходит человек, предаваясь этой радости. Плотская радость постепенно приводит человека к любостяжанию и страстям (потребности удовлетворять себя этой радостью), что является источником его эгоизма и греха. От грехов неизбежны человеческие страдания.
    «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и раньше предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21).  
    Любовь порождает в человеческих душах только взаимную радость.
    «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
    Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8).
    Таким образом, в земной жизни человек может поступать либо по духу, либо по плоти.
    Добрыми делами любви к окружающим людям человек рождает взаимную любовь и этим приобретает в свою душу Божий Дух любви.
    Поступая по плоти, человек совершает грехи, ущемляющие интересы других людей, чем порождает зло, а значит, стяжает в свою душу злой дух.
    Поскольку в человеческой душе не могут одновременно находиться и злой и добрый дух (человек не может одновременно и любить, и ненавидеть), то следовательно, в зависимости от поведения человека (от его мыслей, слов и поступков) происходит постоянное и автоматическое перекачивание в человеческую душу либо Божиего Духа любви, либо духа зла.
    Опасность такого процесса для человека заключается в том, что дух, находящийся в его душе накануне смерти, определяет и сущность духа его последующего воскресения в загробном мире. Человек со злым духом в душе воскресает в злом духе. Не может воскреснуть человек в Божией любви, если перед смертью обижался на кого-либо, не прощал обиды, раздражался, осуждал, либо находился в любом другом негативном душевном состоянии.
    Душа, воскресшая в злом духе, не может попасть в Царство Небесное. «… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин.5:29).

    Такую зависимость воскресения человека от совершенных поступков накануне смерти подтверждает пророк Иезекииль:
    «И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность.
    Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, - то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал.
    А когда скажу беззаконнику: «ты смертию умрешь», и он обратиться от грехов своих и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, - то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив.
    А сыны народа твоего говорят: «неправ путь Господа» (к оценке заслуг праведника), тогда как их путь неправ.
Когда праведник отступил от праведности своей и начал делать беззаконие, - то он умрет за то. И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив.
    А вы говорите: «неправ путь Господа!» Я буду судить вас, дом Израилев (потомков праведного Авраама), каждого по путям его» (Иез.33:12-20).
    Подтверждает строгость Божиих требований к чистоте человеческой души также Святой Апостол Иаков:
    «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10).
    Исходя из изложенного следует, что любой человек, желающий попасть в Царство Небесное (воскреснуть в загробном мире в Божией любви), должен быть мудрым и бдительным, строго соблюдать Божии заповеди,  стараться всегда творить только добрые дела любви, а также регулярно очищаться от грехов участием во всех Божиих Таинствах.  Особенно важным это становится в период приближающегося конца света.
    «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф.25:13).

    Анализ Священного Писания (Библии) и Священного Предания свидетельствует, что человеческая душа может попасть в Царство Небесное следующими способами:

    1.  Непосредственно перед смертью успеть пройти Божии Таинства Покаяния, Причащения, Соборования, когда Бог прощает человеку все его грехи и очищает душу от злого духа.
    «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться…» (Деян.17:30).
    «Если исповедуем грехи наша, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9).
    Примером такого прощения грехов и принятия в рай может служить исповедование своих грехов перед Господом одного из разбойников, распятых на кресте вместе с Иисусом Христом (Лк.23:40-43).

    2.  Если близкие родственники и другие люди активно молятся за умершего грешного человека (заказывают в церквях и монастырях различные молебны и панихиды по усопшим), то Бог, будучи милостив, прощает умершим грешникам непокаянные грехи и очищает их души от злого духа.
    Примером, когда по молитвам людей Бог изгоняет из человеческих душ злого духа, может служить так называемая процедура «отчитки бесноватых». Поскольку человеческие души бессмертны, то данная процедура остается действенной и по отношению к умершим людям.

    3.  После искупления своих грехов в аду, Бог простит многих людей, выведет из ада и даст им Свой Дух любви…
    «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
    И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
    Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез.36:24-28),(подробнее об этом читай в статье №2 рубрики сайта «Статьи автора»).

    4.   Истинно возлюбить всех окружающих людей (включая врагов своих) и через это постоянно стяжать в свою душу только Божий дух любви.
    Именно о таком пути в Царство Небесное свидетельствует также Евангелие и Святые Апостолы:
    «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34).
    «Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:8).

    Любовь к ближнему своему не следует понимать упрощенно, как установление добрых и дружеских взаимоотношений.
    Как влюбленная пара противоположного пола духовно чувствует друг к другу нечто большее, чем просто дружеские взаимоотношения, так и любовь к брату своему должна проявляться в больших духовных чувствах.
    Поэтому, возлюбить ближнего своего, как самого себя, как этого требует вторая Божия заповедь (Мф.22:39), человек сможет, если переключит свой ум с заботы о своей плоти на заботу об окружающих людях.
    Человеческий организм устроен так, что его ум постоянно заботится о своем собственном теле, обеспечивая его жизнедеятельность, приятное существование и выживание в экстремальных ситуациях. Такая забота проявляется в ежедневном осмыслении текущей жизни и возможностей улучшения своего материального состояния, что дает роскошь и комфорт телу. Если телу хорошо, то соответственно радуется и его ум.
    Если человек сознательно откажется от всех удовольствий своей плоти и необходимости заботы о ней, делая ум свой причастным только к обеспечению жизнедеятельности организма, то его освободившийся умственный потенциал начнет искать приложение в другом месте, где можно обеспечить себе радость.
    Переключая, таким образом, свой ум с заботы о себе на заботу об окружающих людях, человек начинает совершать добрые дела – плоды любви, от которых рождается взаимная любовь. От ощущения и осознания этой любви ум человека вновь начинает радоваться.
    Именно такой путь любви к ближнему своему определяет человеку Иисус Христос:
    «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною (за любовью, т.к. Бог есть любовь), отвергнись себя (отрекись от своих плотских радостей), и возьми крест свой (терпи эти лишения), и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь (в спокойствии плотской жизни), тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою (в отречении  от мирских радостей) ради Меня (любви), тот сбережет ее.
    Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить (в аду) или повредить себе?» (Лк.9:23-25).
    «Так и всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33).
    Однако, отречение от всех плотских радостей еще не есть победа, о чем свидетельствует преподобный Макарий Египетский:
    «Ибо воздержание от худого не есть само совершенство, разве вошел уже ты в уничиженный ум и убил змия, который таится под самым умом, во глубине помыслов, гнездится и умерщвляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах души, потому что сердце есть бездна; итак разве его ты умертвил и изринул из себя всякую бывшую в тебе нечистоту?..  Посему надобно доискаться, как и какими средствами можно достигнуть сердечной чистоты. Не иначе возможно сие, как с помощью Распятого за нас. Он есть путь, жизнь, истина, дверь, жемчужина, живой и небесный хлеб» («Духовные беседы», преподобный Макарий Египетский, 17:15).
    Поэтому процесс очищения своей души от всякой нечистоты подразумевает, прежде всего освобождение от своих страстей, что достигается путем длительных упражнений и тренировок своей плоти, основанных на воздержании от всего, что подпитывает и приводит страсти в какое-либо движение. Без соответствующей подпитки страсти постепенно затухают и умирают.
    Особо тщательно необходимо беречь зрение от вредного созерцания житейских сцен, на которые могут опираться страсти. Например, нельзя загасить в себе похотную страсть, если допускать вожделенные взгляды на женщин.

    Существенную роль в искушениях человека страстями играют демоны (бесы), которые путем физического воздействия на центры человеческой чувственности и сластолюбивых картинок сновидений, пытаются искусственно вызвать в человеке ощущения какого-либо сластолюбия и этим подпитать затухающую страсть. Однако острота таких ощущений постепенно также угасает, и демоны становятся бессильными.
    Надежной защитой от демонов и их искушений будет пост и молитва: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). При сердечных молитвах Бог изгоняет демонов из человеческого тела и снимает их искушения.
    Учитывая, что демоны искушают человека постоянно (особенно сильно по средам и пятницам – в дни однодневных постов), то первое время активной борьбы со своими страстями читать Божие молитвы придется непрестанно. При первых мыслях или ощущениях о начале движения своих страстей следует сразу читать молитвы (лучше псалмы) до полного исчезновения этих мыслей и ощущений.
    Хорошо отвлекает человеческий ум от демонских искушений также размышления о добрых делах и изучение Библии.
    Познание библейской мудрости должно стать основным и любимым занятием человека, потому что это есть живой путеводитель через весь путь духовного развития человека и прихода его к Божией любви.
    «В какой мере тело освобождается от вещественных уз, в такой же и освобождается ум от забот о мирском, и в такой же мере он просветляется, утончается и возвышается над понятиями века сего. И тогда ум научает созерцать о Боге, подобно Ему, а не как видим мы (ум человека начинает любить всех людей). И если человек не достигнет такой  чистоты ума, то понятия его не могут стать просветленными, чтобы видеть сокровенное» («Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина», слово 39 стр.261. Изд. «Правило веры», М.2006г.)
    Показателем победы человека над своими страстями будет воспитание в себе смирения, к которому человек приходит через скорби.
    «Ибо пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда же дается не за делание, но за смирение… Христос же требует не делание заповедей, но исправления души…» («Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина», слово 34 стр.235. Изд. «Правило веры», М.2006г.)
    «Итак, если вы воскресли со Христом (полюбили окружающих людей), то ищите горнего (думайте о небесном), где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном.
     Ибо вы (условно) умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
     Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления…
     А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу…
     Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
     Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий…» (Кол.3:1-6,8,9,12-15).

    Приблизилось к вам Царство Небесное!
    «Итак не заботьтесь (о земном) и не говорите: что нам есть?
    или что нам пить?
    или во что одеться?...
    Ищите же прежде Царства Божия (в душах ваших) и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:31,33).